«Для человека естественно желание разгрузить себя от всего тяжелого, что есть у него в жизни. И когда человек, которому тяжело из-за болезни, нагружает себя еще сверху, например, учебой – для остальных это выглядит как-то неестественно и даже нелогично», – делится мыслями Сергей Витальевич Шариков, руководитель проекта «УчимЗнаем» на своей личной страничке.
Миодистрофия Дюшенна редкая, генетическая болезнь, которая постепенно разрушает мышцы. Сначала слабеют ноги, затем руки, после – мышцы дыхания и сердца.
Наши подопечные ребята и их родители правда часто слышат от учителей, чиновников и просто знакомых: «А зачем ему учиться, если болезнь неизлечимая? Зачем идти в 10 класс, сдавать экзамены? Зачем ему школьная программа? Пусть больше отдыхает».
И правда, зачем учиться?
Расскажем о логотерапии знаменитого австрийского психотерапевта, психолога и философа Виктора Франкла. «Логос» в переводе с греческого – «смысл». Согласно логотерапии в жизни нет объективного смысла, но каждый может найти смысл во внешнем мире вне зависимости от обстоятельств. А осознанный собственный смысл своей жизни это мощная мотивация, чтобы жить.
Одним из смыслов для наших подопечных ребят и может стать учеба. Проснуться утром и привести себя в порядок, чтобы встретиться с учителем. Сделать задание к следующей неделе, написать сочинение, освоить специальность, чтобы получить первый гонорар. Такая ежедневная рутина, у которой есть цель и смысл, дает возможность почувствовать движение вперед. А ведь это и есть жизнь.
На практике наши подопечные ребята часто не имеют возможности нормально учиться: дистанционное или домашнее обучение не всегда, но в большинстве случаев, в разы хуже обычного, теряется интерес и мотивация. Дома нет подходящего компьютера, наушников, редко приходят учителя, уроки отменяются, задания неинтересные и много-много других проблем и трудностей. В такой учебе и правда сложно найти смысл. А ведь это так важно!
Почти год назад в фонде стартовал проект онлайн-образования «Профессия», который вырос из потребности наших старших подопечных ребят в самореализации после окончания школы. Но наши опасения подтвердились – начинать исправлять ситуацию с учебой и самореализацией мальчишек нужно уже со средней школы. Расскажем об этом в следующий раз.
А пока советуем прочитать коротенькую книгу Виктора Франкла: «Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере». Ведь нам всем нужен смысл в жизни.